Обновления:

Популярное:
Какими будут самолеты



Причина ТехПрорывова



Преимущества бизнес-авиации



Навигационные системы



Советы для путешественников с собакой

Tatra т12

Модель Т57 (Тур 57) пришла на смену Tatra Т12, выпускавшейся с 1922 по 1933 год. Новая младшая модель линейки Tatra стала первой машиной марки, созданной инженером-новатором Гансом Ледвинкой (Hans Ledwinka) совместно с Эрихом Юбела-кером (Erich Ubelacker). Впоследствии этот творческий дуэт создаст знаменитые Tatra Т77, Tatra Т87 и Tatra Т97.

Малышка Tatra Т57 была типичной для Ганса Ледвинки конструкцией с хребтовой трубчатой рамой и установленным спереди двигателем воздушного охлаждения. Типичным было и оформление капота с характерным «клювом». Машинка получилась лёгкой (780 кг), а её 18-сильного оппозитного мотора воздушного охлаждения объёмом 1150 см3 вполне хватало для разгона до 85 км/ч. Серийное производство Tatra Т57 началось в 1931 году, за четыре года выпустили 5997 машин. Впоследствии 57-я модель заслужила высокие оценки за управляемость и неплохие для своего класса динамические характеристики. Все довоенные малолитражки были, конечно, «дохлые». Так вот, Tatra Т57 была из них самой шустрой!



А в 1935 году на смену модели Т57 пришла обновлённая версия, получившая обозначение Tatra Т57А. Мощность двигателя подросла до 20 л.с., вместо «клюва» на передке прорезалась фальш-радиаторная решётка. Число предлагаемых вариантов машины увеличилось. Благодаря модернизации машинка оказалась успешнее предшественницы: с 1935 по 1938 годы выпустили 8019 Tatra Т57А. Причём кроме Tatra эту машинку ещё выпускали в Австрии под маркой Austro-Tatra.

Проявили интерес к модели Т57А и высшие чины чехословацкой армии. Подобно немцам, тамошние военные решили заказать себе армейские версии гражданских машин. Переодетая в «мундир» Tatra Т57А отличалась упрощённым кузовом, сделанным по образу и подобию немецких «кюбельвагенов». Машинка эта, впрочем, была немногочисленной: всего армия получила 156 автомобилей этого типа - не много даже по меркам армии Чехословакии! Для сравнения: Skoda поставила 350 автомобилей аналогичного назначения модели Popular 1000 в военном исполнении. Причины низких объёмов поставок лежали на поверхности: даже с упрощённым и облегчённым кузовом Tatra 57А оставалась по сути гражданской шоссейной машиной. Военным же требовался специальный автомобиль и желательно с полным приводом.

Следуя их пожеланиям, в 1937 году Tatra разработала модель V750: машину с полным приводом, 4-цилиндровым 30-сильным двигателем объёмом 1689 см3 и четырёхместным открытым кузовом с вырезами вместо дверей. Позже изготовили ещё один прототип с двухдверным кузовом и изменённым капотом.

V750 показал себя довольно неплохо, но серийного автомобиля, которому собирались присвоить индекс Т75, не последовало. Дело в том, что конструкторское бюро Tatra уже работало над более совершенной машиной, получившей обозначение V799. Такой автомобиль, вышедший на испытания в 1938 году, превосходил предшественника по всем статьям. Мотор объёмом 2191 см3 развивал мощность 50 л.с., что позволяло использовать его также в качестве лёгкого артиллерийского тягача. А его кузов с брезентовыми дверями как нельзя лучше подходил для лёгкого командирского автомобиля. Подобно Horch 901 посередине кузова Tatra V799 были навешены запасные колёса, исполнявшие при переезде через окопы роль «перекатышей».

Получившаяся у чешских конструкторов машина обладала настолько высоким потенциалом, что ей заинтересовались не только в чехословацкой, но и в румынской армии. Второй прототип Tatra V799 построили как раз в расчёте на румынских клиентов. Но, увы, очень скоро Чехословакии стало не до зарубежных контрактов!

ЛОХАНЬ ДЛЯ НОВЫХ ХОЗЯЕВ

15 марта 1939 года Германия окончательно оккупировала территорию Чехословакии. Одновременно произошло разделение страны на Чехию и Словакию. Сделано это было с молчаливого согласия Великобритании и Франции. О чём думали английские и французские политики, отдавая на откуп немцам второго европейского экспортёра оружия и военной техники, понять сложно. Спустя чуть более года построенные на чешских заводах танки будут втаптывать в грязь армии Франции и Англии, лидеры которых ещё недавно «умиротворяли» Гитлера. В полной мере немцы использовали и чешские пушки, и чешские военные машины. Такой вот получился «ответ Чемберлену» по-чешски...

Получив контроль над промышленными предприятиями, немцы разместили на них собственные заказы. Не остались в стороне и автозаводы. Модель Tatra Т57В, которую запустили в 3938 году, не впечатлила новых хозяев, зато прототип V799 вызвал повышенный интерес.



Работы по машине продолжили, и в 1940 году на свет появилась улучшенная модель - V809. Мощность нового мотора осталась прежней, зато его объём вырос до 2470 см3, что положительно отразилось на его тяговитости. Кузов подвергся сильной переделке: в частности, брезентовые двери заменили на металлические.

В том же 1940 году прототип Tatra V809 вышел на испытания, которые, впрочем, затянулись. Не в последнюю очередь это было связано с тем, что чехи применяли на своих предприятиях тактику тихого саботажа. Да, чешская промышленность исправно работала на новых хозяев, но разработка принципиально новых образцов намеренно затягивалась. Достаточно сказать, что модель V809 изготовили только в двух экземплярах. Вторым стал четырёхдверный седан, построенный в 1942 году для маршала Роммеля. Этот автомобиль отличался не только внешне: под его капотом скрывался V-образный мотор с увеличенным до 2969 см3 объёмом.

Между тем, в 1941 году немцам стало совсем не до прототипов. Идущая третий год мировая война диктовала свои правила: фронты потребовали непрерывных поставок новых машин. И тогда немцы снова обратили внимание на малолитражку Tatra Т57В. Сразу, конечно, было понятно, что эта машина там звёзд с неба хватать не будет, но лучше иметь такой серийный автомобиль, чем хороший армейский внедорожник в виде опытного прототипа.

Новая модель, получившая индекс Tatra Т57К, стала полным аналогом гражданской Т57В. Единственно, мощность её двигателя снизилась с 25 до 23 л.с. Без изменений остался и капот. Только вот новый четырёхдверный кузов с мягким верхом был создан по образцу немецких командирских машин. При этом о стандартизации по кузовным деталям с «немцами» не шло даже речи! Получившуюся машину с 1941 года запустили в серию и выпускали до 1943 года, всего сделали 5414 экземпляров.

Серийная военная машина стала великолепным образцом тихого саботажа, которым занимались чехи. С одной стороны, получилась вполне пристойная машина, чуть более тяжёлая и чуть менее мощная, чем KdF Тур 82 Kiibelwagen, тоже имевший привод только на одну заднюю ось. Но если детище Фердинанда Порше изначально создавалось для военной службы и конструктивно рассчитывалось на эксплуатацию в тяжёлых условиях, то Tatra Т57К так и осталась дорожным автомобилем. По сухому просёлку она, конечно, проезжала, но не более того, поэтому и была на Восточном фронте редким гостем.

Сказанное выше, впрочем, не означает, что Tatra 57К никуда не годилась. В условиях Европы с асфальтовыми дорогами она чувствовала себя весьма неплохо. Её направляли в части, воевавшие в Италии и Западной Европе, её получали войска СС, немало «57-х» пошло в полицию. Наконец машина появилась и на Восточном фронте, но только тогда, когда он переместился в Европу.

ДЛЯ СЕБЯ, ЛЮБИМЫХ

В 1945 году Чехословакия снова появилась на политической карте мира. Часть предприятий новообразованного государства оказалась не повреждена бомбардировками, в их числе оказалась и Tatra. Основным направлением деятельности завода стал выпуск грузовиков, но от легковых автомобилей тоже не отказались. Правда, времени и ресурсов на разработку принципиально новой машины не было, поэтому логичным решением стало возобновление производства Tatra Т57В с изменённым кузовом.



Вернулись и к выпуску Tatra Т57К: новым заказчиком машины, поначалу выпускавшейся для немцев, стала чехословацкая армия. На роль полноценного внедорожника она, разумеется, не тянула, но для местных условий автомобиль вполне подходил. Выпуск Т57К продолжался до 1948 года, всего чехословацкая армия получила 640 машин. Tatra 57В продержалась на конвейере чуть дольше - до 1949 года. За всё время их произвели 6469 штук. На этом история малолитражек Tatra закончилась. Предприятие в Копрживнице окончательно переключилось на «большие» модели.

НЕМЕЦ НА ЧЕШСКОЙ СЛУЖБЕ

После войны история с производством техники по немецким заказам приняла неожиданный оборот. В середине 50-х годов XX века армия Чехословакии заказала автопрому разработку бронетранспортёра. Недолго думая, чехословацкая промышленность взяла за основу нового БТР немецкую полугусеничную машину Sd.Kfz.251. Бронетранспортёр, получивший индекс 0Т-59, не стал полной копией немецкого образца, но повторял его концептуально. Кстати, эту машину приводил в движение дизель воздушного охлаждения фирмы Tatra. В серию БТР пошёл под индексом 0Т-8Ю, всего их выпустили 1140 штук. Машина эта была закрытая, душная, тесная и потому заслужила в войсках едкое прозвище «месть Г итлера». Самое интересное, что 0Т-810 больше известен своими «ролями» в кино, где он, естественно, изображает Sd.Kfz.251.

МОРАВСКИЙ ДИЗЕЛЬ

Не стоит думать, что чешская промышленность поставляла немцам лишь всякое старьё. Та же Tatra выпускала вполне современные грузовые машины модели 111, разработанной в 1942 году специально для немцев. Как и другие тяжёлые грузовики немецкой армии, модель 111 получила дизельный двигатель, и он оказался куда интереснее самого грузовика: V-образный 12-цилиндровый Тур 103 объёмом 14,8 л и мощностью 210л.с. Помимо грузовика им оснащались тяжёлые бронеавтомобили семейства Sd.Kfz.234. Предполагалось, что он же будет использоваться на самоходке - лёгком истребителе танков Jagdpanzer 38(d). Таким образом Тур 103 оказался единственным дизельным мотором, серийно устанавливавшимся на немецкую бронетанковую технику.

© 2001 AeroKZN.ru.
Копирование текстов запрещено.
Яндекс.Метрика