Обновления:

Популярное:
Какими будут самолеты



Причина ТехПрорывова



Преимущества бизнес-авиации



Навигационные системы



Советы для путешественников с собакой

Шанталь Жильбер - оружейник

ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ

Уроженка Квебека (1958 г.), Шанталь выросла в сельской местности среди пятнадцати братьев и сестер; такие большие семьи были в то время обычным явлением у преданных католической вере французских канадцев — своеобразный ответ на экономическое и демографическое давление со стороны англосаксов. Очень красиво сказал о ней автор множества статей в Knives Illustrated Magazine Бад Лэнг (Bud Lang):

«Шанталь Жильбер — прелестная канадка французского происхождения, с детства очарованная красотой ювелирных изделий, всю жизнь исповедует любовь к искусству. В юности Шанталь страстно желала учиться в профессиональной ювелирной школе, но в Квебеке ничего такого не было, и поэтому четыре года она самостоятельно, методом проб и ошибок осваивала техники, необходимые для работы с художественной ювелиркой. Когда наконец была открыта новая ювелирная школа, она сразу же записалась на годичный курс, затем успешно освоила аспирантскую программу, в совершенстве овладев искусством изготовления ювелирных изделий. Последние девятнадцать лет она преподает в ювелирной школе Квебек-Сити, в которой теперь четырехлетний курс обучения».



После обязательного общего образования, четырех лет самообразования и ученичества у известного мексиканского ювелира Рауля Ортеги (Raul Ortega) в 1978 году Шанталь становится профессиональным ювелиром. Как многие молодые люди в Северной Америке и Скандинавии, она использует любую возможность учиться на различных курсах, чтобы совершенствоваться в своей профессии или осваивать смежные специальности. По окончании обучения у Рауля Ортеги последовало несколько курсов(с 1979 по 1985 год) под руководством Мишеля-Алана Форхе (Michel-Alain Forgues) в центре профессионального образования в Квебеке. В 1996—1997 годах Шанталь освоила обучающие программы по патинированию бронзой и гранулированию золотом и серебром, а в 2005 году даже побывала на мастер-классе у Роланда Д. (Roland Daraspe) во Франции. Возможно, для того чтобы впоследствии преподавать в Квебекской ювелирной школе, она получила диплом преподавателя в университете г. Монтон (Moncton) в провинции Нью-Ганновер, а в 2000 году — степень магистра изобразительных искусств в знаменитом квебекском Университете Лаваля. Добавим, что Шанталь не только преподает в течение многих лет в Квебекской ювелирной школе, но и регулярно избирается председателем совета художественных ремесел Квебека. Она также постоянный член жюри Квебекского художественного совета, определяющего кандидатов на получение художественных грантов и победителей национальных соревнований. В 2008 году Шанталь Жильбер и сама получила очень престижную правительственную награду в категории «Современные изобразительные искусства».

Этот образовательный экскурс по жизни Шанталь Жильбер требует небольшого пояснения. Если многие из русских мастеров получили профессиональное художественное образование (в юности или в зрелом возрасте), то североамериканцы чаще имеют техническое образование и очень немногие из них — художественное. Среди исключений: Джон Льюис Дженсен (John Lewis Jensen), его однокурсник по R.I.S.D. Джордж Дэйли (George Dailey), Джот С инг Халса (Jot Singh Khalsa) и Тим Герман (Tim Herman), гравер. Можно сказать, что именно Шанталь возглавляет этот список — даже не Пьер Реверди, обладающий официальным титулом «Мастер Искусств», и не Джон Льюис Дженсен, любимчик американцев. Шанталь Жильбер, вероятно, единственный художник на Западе, официально признанный художественным миром... как и некоторые из мастеров российской Гильдии мастеров-оружейников. Не кажется ли и вам удивительным, что между Шанталь Жильбер и русскими мастерами так много общего?

Но при чем тут ножи? — спросите вы. Как уже было сказано, Шанталь никогда не упускает возможности усовершенствовать свои техники или освоить что-то новое, поэтому регулярно посещает все обучающие курсы и семинары. В 1990 году у нее появилась возможность поработать вместе с Жаком Хобином (Jacques Jobin), одним из самых оригинальных оружейников Канады, который живет в одной с ней провинции. В конце восьмидесятых у Шанталь был период исканий, и тогда она решила поехать в университет Монтона и получить там степень магистра. Жак Хобин, большой поклонник ее изящных ножей для открывания писем, встретился с ней и настоятельно посоветовал всерьез заняться изготовлением ножей. И с той поры она делает ножи и участвует во всех самых престижных выставках Запада (канадская «Художественный нож» в Торонто, СИСАК в Париже, Международная выставка в Милане, Оружейное шоу Американской гильдии, ECCKS в Нью-Йорке, Художественная международная выставка в Берне). Ее успех восхитил всех даже в Квебеке, где коллекционеров ножей совсем немного. И помимо этого — отчасти благодаря связям со многими художественными галереями и официальными учреждениями культуры — она смогла участвовать в работе многих художественных выставок и даже организовать несколько своих персональных. Было бы слишком утомительно перечислять все, достаточно привести список городов, где были представлены ее работы: Барселона, Париж, Нью-Йорк, канадское посольство в Вашингтоне, Токио, Оттава, Монреаль, Чикаго, Палм-Бич (Флорида), причем во многих из этих мест — неоднократно и регулярно. Ее персональные выставки состоялись в 2001 году в Квебеке и в Фукуоке (Япония) — Lames de fond; в 2002 году в Токио — Deux («Па-де-де»), в 2004 году в посольстве Канады в Токио — Cutting Edge («Острие»), плюс многочисленные частные выставки в Канаде. В 2009 ее выставка прошла в Монреале в знаменитом «Цирке Солнца», который приобрел и спонсировал несколько ее работ. Разумеется, участие в стольких выставках принесло ей множество призов и наград — как на оружейных шоу, так и на официальном художественном уровне в Канаде и Париже, включая упомянутую правительственную награду в 2008 году.



Завершая список всех этих официальных и интеллектуальных рекордов, добавим, что Шанталь - очаровательная женщина, очень активная и жизнерадостная, всегда открытая к общению и конструктивной критике.

Ее детство прошло среди красивой, щедрой и изобильной природы, она и сейчас любит бывать за городом и использует для этого любую возможность. Ее любимое увлечение — плавание на каноэ по «белой воде»1 с друзьями. С той же легкостью, с какой вы идете в соседний парк на прогулку, Шанталь исследует леса Амазонки, Анды и Кордильеры в Северной Аргентине — для нее это идеальный способ провести отпуск.

НОЖИ

Лучшая характеристика творчества Шанталь — ее собственные слова:

«Веками используемый как инструмент, нож всегда ассоциировался с силой и властью. С его острым краем, это оружие, инструмент, полезный предмет, ритуальный объект, фаллический символ и индивидуальность. Нож питает воображение символами, даже если он просто выполняет набор функций. Моя работа как изготовителя ножа включает в себя обе стороны спектра. Я чувствую потребность сохранять сущность собственно ножа и в то же время воспроизводить его символическую сферу. Я стремлюсь дать ножу новые перспективы. Я исследую функции ножа, что очень часто оборачивается мистерией: ритуалом, который придает реальному предмету духовное измерение. Мои ножи все менее функциональны и все более скульптурны» (Chantal Gilbert, «Artist Statement).

Привыкшая работать с мягкими металлами (золото, серебро, медь, олово и т. д.), Шанталь Жильбер не признает специфичность этого нового для нее материала — стали. Как сама она говорит: «Я в постоянной борьбе с материалом. Сталь — плохо укрощаемый материал. Делать клинки — это очень точный процесс, и ты не можешь ни на йоту от этого уклониться». Но, так или иначе, согласно Баду Лэнгу: «Благодаря наработанным за многие годы навыкам ювелирного мастерства, Шанталь смогла перейти к художественным ножам относительно легко. В то время как Жак Хобин был единственным оружейником, кто научил ее некоторым техникам и приемам, необходимым для изготовления ножа, особенно клинка, канадские мастера Хосе де Брага (Jose de Braga) и Гаэтан Бошам (Gaetan Beauchamp) снабдили ее информацией, а также душевной поддержкой».

Г-жа Жильбер делает свои клинки из высококачественной стали ATS 34 или из полос дама-ска из Швеции, но использует и Дамаск таких известных кузнецов, как канадец Уолли Хайес (Wally Hayes), американец Ник Смоулен (Nick Smolen) или француз Александр Мюссо (Alexandre Musso). Она сама не кует сталь и в работе использует «гаражную» технику Лавлесса: снимает все лишнее с полосы металла с помощью шлифовального станка.

Уже говорилось, что изначально в Квебеке не было большого интереса к изготовлению ножей, и это, по словам Шанталь, объяснялось тем, что «немногие мастера здесь обладают чувством свободы и необузданным воображением». К этим немногим можно по праву отнести Жака Хобина и Хосе де Брага с их изумительными работами. Гаэтан Бошам больше придерживается традиций, но он — непревзойденный скриммастер, и его негативные скримшоу2 на рукоятях хорошо известны на Западе. Основная область творчества Шанталь, что совсем не удивительно для ювелира, — работа с рукоятью, где она демонстрирует весь спектр своих навыков и умений, используя золото, серебро, а также редкие породы деревьев (черное дерево, разнообразные капы, змеиное дерево) и более экзотичные материалы: метеоритное железо, ископаемую кость мамонта или перья редких птиц.

Шанталь Жильбер постоянно придумывает новые формы и темы для своих ножей. Несколько лет назад один заказчик попросил ее заменить традиционную пчелу на французском ноже типа Laguiole на паука. Отсюда родилась идея сделать «насекомообразные» ножи на паучьих ножках из серебра, вместо того чтобы помещать их в ножны. Рожденная в сельской местности рядом с рекой, она хорошо знает насекомых и птиц. Вероятно, поэтому у нее также есть серия «птицеобразных» ножей (цапля, орел и др.). Очарованная водой в реке, Шанталь говорит: «Река — это дорога жизни. Жизнь может напоминать стремительный поток или спокойную воду». Она сделала серию из семи ножей, расположенных рядами на ребристой серебряной подставке, символизирующих различные состояния реки.

Совсем недавно она разработала тему пары. Лучше всего обратиться к художественной критике:

«Ее серия «Пары» интерпретирует жизнь как танец для двоих и отвечает на ее собственные вопросы. Она представляет себе ножи в диалоге: две вещи, чьи формы легко совмещаются в гармоничный овал. Расположенные спина к спине или клинок к клинку, они отображают уровень общения в паре» (Elyette Curvalle).

Другой эксперимент, получивший развитие в ее поздних работах:

«Для забавы она создает то, что называет «по ту сторону ножа», — вещи, которые полностью отклоняются от его основной функции. Клинком ножа «Шипы розы» можно легко разделать тушу американского лося, но он абсолютно бесполезен как практическая вещь: венец агрессивных шипов делает невозможным прочный захват рукояти, выполненной из растрепанных серебряных проводов» (Е. Curvalle).

Не встречали ли мы уже нечто сходное у Александра Курбатова? Да, конечно, разные корни, но близкие идеи у двух выдающихся художников! Как и А. Курбатов, Шанталь Жильбер любит пофантазировать в компьютерной графике, и ее работы все более и более приобретают скульптурные формы. Вот оценка Мариан Тибо (Marianne Thibeault) из Центра распространения художественных ремесел:

«Ее сегодняшние работы тяготеют к скульптурности как в формате, так и их отношениях с пространством. Оставляя за кадром свою изначальную функцию инструмента и оружия, нож предстает как комплексное проявление ролей, и, побуждая художницу к постановке театрального действия, он активно взаимодействует с подставкой как с подмостками».



И еще раз можно отметить, что это очень близко концепции многих русских мастеров, разрабатывающих нож на подставке как единую смысловую и идейную композицию (F. Соколов и В. Тимофеев среди многих других).

Но, вероятно, г-жа Жильбер идет дальше, создавая связь своих работ с пространством вокруг них. Вот как оценивает ее достижения художественная критика:

«Будь то стрела, копье, кривой нож улу или кинжал, клинок предлагает бесконечное число возможностей. Все эти объекты обретают совершенно новые графические свойства. Освобожденный от функциональности, выставленный на обозрение, клинок становится формой, монументом, движением и предлагает свою каллиграфическую хореографию. Зубы волка, позвоночник змеи, как «танец смерти», в котором художница соглашается с возможными отклонениями от нормы. Именно через свое графическое выражение объекты активизируют свой потенциал: игнорируя законы гравитации и связь клинка с рукой, они ставят под вопрос даже свои размеры и плотность, допуская возможность непостоянства символов» (Lisanne Nadeau, 2007).

Еще один аспект работы Шанталь Жильбер — ее сотрудничество с другими мастерами или кузнецами. Хотя она не так часто это делает, но эти попытки вполне продуктивны и успешны.

В 2006 году она работала с превосходным Дамаском французского мастера с Корсики для своей серии причудливых шейных ножей, названной ею «Лирическое притяжение». Они представляют собой фрагменты Дамаска различной формы и узора, закрепленные на прочной серебряной основе на шейной цепочке посредством использования мощных магнитов. Эти модели, которые могут практически бесконечно варьироваться по желанию заказчика, оказались очень успешными и получили специальный приз на Парижском шоу 2006 года. И опять, хотя используемые техники и полученный эффект совершенно различны, нельзя не вспомнить другой тип ювелирных подвесок с клинком работы известного русского мастера В. Тимофеева.

В сотрудничестве с хорошо известным канадским кузнецом Уолли Хайесом — королем тактического ножа — она сделала комплект из катаны и танто для коллекции всемирно известного «Цирка Солнца». По ассоциации с цирковыми канатами Уолли выковал клинок из подъемного троса, а Шанталь тщательно разработала рукояти с множеством подтекстов — традиции и новаторство, лестница жизни, ее случайность и опасность и т. п. В том же, 2007 году она работает над серией из 12 кухонных ножей для очень богатого коллекционера в паре с Жаком Хобином и скрипичным мастером Дэни Лаплантом (Dany Laplante), иногда изготавливающим дорогие шкатулки.

В заключение предоставим слово г-же Жильбер Шанталь:

«Изготовление художественных ножей, чем я занимаюсь с 1991 года, позволило мне исследовать их с разных сторон. Но уже в 1990 году мой интерес к функциональности был решительно вытеснен вопросами о роли клинка. В последние годы важнейшей задачей моего развития было перейти от декоративного предмета к повествующему объекту. Я реализовала выразительность, эргономичностъ и функциональность ножевых изделий. Теперь я работаю над созданием объекта, выходящего за рамки функциональности в сторону большего метафорического контекста. Функция объекта обозначена, но, оставаясь под ее влиянием, я выбираюсь за ее пределы: какова его социальная роль, какие восприятия он порождает и даже какие предрассудки он провоцирует» (из книги «Му personal and artistic path).

Легко заметить сходство ее позиции с идеями, изложенными несколько лет назад Игорем Комаровым из Музеев Московского Кремля и Марией Вяжевич, консультантом Российской академии художеств, в их вступительных статьях к книгам «Оружие как искусство» (Москва, 2004) и «Клинковое оружие» (Москва, 2006), изданным Русской гильдией мастеров-оружейников.

© 2001 AeroKZN.ru.
Копирование текстов запрещено.
Яндекс.Метрика