Обновления:

Популярное:
Какими будут самолеты



Причина ТехПрорывова



Преимущества бизнес-авиации



Навигационные системы



Советы для путешественников с собакой

Петр Великий

Корягин Владимир Георгиевич, капитан 1 ранга запаса, родился в 1951 году в г. Москве. В1973 году закончил факультет противолодочного оружия и вооружения ВВМУ им. Фрунзе. После окончания училища проходил службу на надводных кораблях Северного флота, в 696 ВП МО. аккредитованном при Конструкторском бюро машиностроения Минсудпрома, в Управлении противолодочного вооружения ВМФ, в Главном управлении эксплуатации и ремонта ВМФ, в Постоянной комиссии государственной приемки кораблей ВМФ. Закончил службу в 2000 году в должности уполномоченного ПК ГПК ВМФ по минно-торпедному вооружению.

Принимал участие в государственных испытаниях тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров» 1980 год. член межведомственной комиссии по приемке первого подпалубного торпедного аппарата и системы перезарядки торпед на надводном корабле, тяжелого атомного ракетного крейсера «Калинин» 1988-1989 гг., член секции противолодочного вооружения правительственной комиссии, рейдового тральщика РТ-243 пр.10750 1996 год. заместитель председателя государственной комиссии, тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» (1996-1997 гг., руководитель секции противолодочного вооружения правительственной комиссии.

Из перечисленных кораблей самые напряженные, на взгляд автора, испытания проходили на крейсерах "Киров" и «Петр Великий».



Испытания ТАРКР «Киров» проходили в условиях подготовки к очередному съезду КПСС. Для приемки первого в СССР атомного ракетного крейсера была назначена правительственная комиссия под председательством заместителя ГК ВМФ адмирала Г.А.Бондаренко (в последствии получившего вместе с директором Балтийского завода В.Н.Шершневым за проведение испытаний крейсера «Киров» звание Героя Социалистического Труда). ТАРКР «Киров» был принципиально новым кораблем. По типу главной энергетической установки, габаритам и вооружению, он отличался и превосходил советские корабли такого класса. На крейсере были установлены новейшие по тому времени ракетные комплексы и системы управления оружием, впервые на надводном корабле были установлены подпалубные торпедные аппараты с механической системой перезарядки и стеллажами для хранения запасных торпед. Некоторые образцы вооружения на корабле, были опытными или головными. Государственные испытания таких образцов вооружения совмещались с межведомственными испытаниями.

Перед промышленностью и Военно-Морским флотом была поставлена задача завершить испытания корабля до открытия очередного партийного съезда, чтобы с "высокой трибуны" объявить о новых достижениях в укреплении ракетно-ядерного шита нашей Родины. Видимо в связи с этим, чтобы акиентировать ответственность офицеров ВМФ участвовавших в приемке крейсера, представители Балтийского завода в период проведения доковых работ в Кронштадте, перед входом на корабль повесили транспарант следуюшего ! содержания: "Заказчик! От оперативности твоей работы зависят сроки сдачи корабля". На корабле в период заводских и государственных испытаний одновременно находилось до 2500 человек. Работы по подготовке к проведению испытаний проходили в авральном режиме.

Все это не могло не сказаться на качестве проведения испытаний. Официально акт о приемке корабля был подписан в "установленные сроки" и доклад о принятии в состав ВМФ нового атомного крейсера прозвучал до начала партийного съезда. Но потом еше целый год проводились работы по доведению материальной части корабля до заданных характеристик.



Тем не менее, благодаря усилиям советской военной науки, промышленности и офицеров, сопровождавших создание крейсера от выдачи технического задания до государственных испытаний, первый атомный надводный боевой корабль был принят в состав Военно-Морского флота. Причем на тот период времени (а по отдельным видам вооружения и сегодня) корабли этого проекта были лучшими в мире. Правда после развала СССР, когда финансирование Военно-Морского флота, в том числе и судоремонта, свелось почти к нулю, крейсер «Киров» был переименован в «Адмирал Ушаков» (благо это не требовало больших финансовых затрат), выведен из первой линии, отбуксирован на Белое море в г. Северодвинск и списан. И это через 20 лет после постройки, тогда как в ВМС США корабли такого класса служат по 50 лет. Хотелось бы надеяться на то, что еще два крейсера этого проекта (ТАРКР «Фрунзе» и ТАРКР «Калинин» - ныне «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Нахимов», соответственно) ожидает более благополучная судьба.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» проходил испытания в совершенно других условиях, практически уже в другой стране. Корабль был заложен как ТАРКР «Андропов», спущен на воду и в основном построен еще до развала СССР. Но потом из-за отсутствия финансирования про него забыли и оставили стоять у стенки Балтийского завода. Причем забыли настолько, что птицы начали вить гнезда в наиболее удобных для них местах на надстройках корабля. О чем не забыли, так это о переименовании крейсера. И крейсер стал называться «Петр Великий».

В 1995 году, накануне празднования 300-летия Российского флота, по инициативе ветеранов Военно-Морского флота, в средствах массовой информации подняли вопрос о достройке крейсера «Петр Великий». Это событие совпало с другим "важным" событием - предвыборной компанией Б.Н.Ельцина на второй президентский срок. Благодаря стечению этих двух обстоятельств начался сбор "пожертвований" от частных лиц и организаций на достройку крейсера. В результате поступления финансирования начались шевеления и по подготовке корабля к проведению испытаний.

Первыми шагами завода-строителя корабля (ОАО «Балтийский завод») в подготовке к проведению заводских и государственных испытаний крейсера стали попытки сократить до минимума обьем испытаний по уже утвержденным программам, ссылаясь на особенности экономической ситуации в стране и недостаточное финансирование, выделенное заводу. При этом отдельные образцы вооружения корабля оставались бы практически не испытанными. То есть Военно-Морскому флоту предлагалось взять "кота в мешке", а затем на флоте доводить корабль и его вооружение "до ума". Здесь надо отметить немаловажную роль офицеров Постоянной комиссии государственной приемки кораблей ВМФ, проявивших при рассмотрении, согласовании и утверждении программ испытаний и предложений о внесении в них изменений, свой богатый опыт, принципиальность и настойчивость. В этой работе наиболее активное участие принимали офицеры центральной группы ПК ГПК ВМФ капитаны 1 ранга А.М.Симкин, B.C.Комиссаров, Ю.С.Пронин, В.Г.Корягин, Г.П.Дымов, полковник Г.М.Сит-ников, полковник медицинской службы В.Б.Першин и офицеры Балтийской группы ПК ГПК ВМФ капитаны 1 ранга Д.В.Теп-лов и И.И.Прилуцкий.

Так была исключена попытка превратить государственные испытания крейсера в пустую формальность, которая бы привела в последствии к большим проблемам в период боевой эксплуатации корабля на флоте.

Председателем правительственной комиссии по приемке тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» был назначен 1 -й заместитель ГК ВМФ И.В.Касатонов. В состав комиссии вошли уполномоченные Центральной и Балтийской групп ПК ГПК ВМФ и наиболее опытные офицеры из центральных управлений, институтов ВМФ и штаба Северного флота. Первый раз комиссия собралась на борту крейсера, стоящего у стенки Балтийского завода, в августе 1996 года. Перед правительственной комиссией была поставлена задача: оценить степень готовности корабля к проведению государственных испытаний. По результатам проверки были приняты-решения по завершению постройки корабля, определены предварительные сроки начала заводских ходовых испытаний и определен объем испытаний по программе государственных испытаний, которые необходимо провести на Балтийском флоте.

В ходе проверки были выявлены проблемы и с готовностью экипажа корабля к участию в государственных испытаниях. Дело в том, что крейсер «Петр Вели-ния государственных испытаний такого корабля для Северного флота было очень сложной задачей. Возникали проблемы с выделением кораблей обеспечения, заправки их топливом, приготовлением и подачей практического оружия и т.д.

Еше одной из особенностей проведения государственных испытаний ТАРКР «Петр Великий» была исключительно слабая специальная подготовка личного состава корабля. По сравнению с советским периодом, уровень боевой подготовки на флоте в начале 1990-х годов снизился, количество боевых упражнений с применением практического оружия сократилось в несколько раз. Отдельные молодые офицеры, прослужив по несколько лет на кораблях, не выполнили самостоятельно ни одного боевого упражнения. Соответственно обучение рядового и старшинского состава корабля проводилось на крайне низком уровне, поэтому их специальные знания и практические навыки в эксплуатации были очень слабые. В связи с этим, членам правительственной комиссии приходилось проводить ускоренные курсы повышения квалификации экипажа корабля, от матроса до офицера.



Для решения этих задач, под руководством председателя правительственной комиссии, 1 -го заместителя ГК ВМФ адмирала И.В.Касатонова, в штабе Северного флота было проведено совещание с участием руководителей секций правительственной комиссии, офицеров штаба флота и командиров соединений флота, чьи корабли планировалось задействовать в обеспечении проведения государственных испытаний. На совещании были определены задачи и сроки их выполнения, оперативно решены возникшие вопросы как организационного так и материального характера. 14 октября 1997 года тяжелый атомный крейсер «Петр Великий» вышел на государственные испытания.

Надо отметить, что государственные испытания ТРКР «Петр Великий» прошли очень динамично, практически без сбоев. В период испытаний были проведены проверки всех механизмов и вооружения, проверены ходовые качества корабля, проведена отработка полетов корабельных вертолетов, проведены стрельбы всеми видами оружия корабля в полном соответствии с требованиями программы государственных испытаний. В том числе впервые успешно завершились испытания комплекса противоторпедной зашиты корабля.

В комплекс противоторпедной зашиты корабля входят: тракт обнаружения торпед гидроакустического комплекса корабля, РКПТЗ "Удав" и РБУ-1000. Само понятие комплекс противоторпедной зашиты появилось с созданием ракетного противоторпедного комплекса "Удав". Впервые этот комплекс был установлен на ТАРКР «Калинин» и ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», затем на ТАРКР «Петр Великий».

При проведении государственных испытаний на ТАРКР «Калинин» в 1989 году, испытания тракта обнаружения торпед гидроакустического комплекса прошли успешно. Дистанции обнаружения торпед выстрелянных по крейсеру соответствовали требованиям программы испытаний. Правда, по непонятной причине, в соответствии с этой программой, проверки проводились по практическим противолодочным торпедам, идущим на достаточно большой глубине, где не так велики помехи отраженных от поверхности моря-сигналов. Позднее, по настоянию членов государственной комиссии, это недоразумение было устранено, и в программу испытаний тракта обнаружения торпед были внесены соответствующие изменения.

В день проведения испытаний комплекса противоторпедной зашиты тип гидрологии моря в районе испытаний изменился, по крейсеру «Калинин» стреляли практическими противокорабельными торпедами, и величина дистанции обнаружения торпед не позволила выполнить по ним стрельбы.

Испытания комплекса противоторпедной зашиты на ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» также не были успешными. Фактической стрельбы из РБУ-1 ООО и КТ-153 (РКПТЗ «Удав») по торпедам не производилось.

При подготовке к проведению государственных испытаний комплекса противоторпедной зашиты на ТАРКР «Петр Великий» членами правительственной комиссии - руководителем секции противолодочного вооружения капитаном 1 ранга В.Г.Корягиным и руководителем секции радиотехнического вооружения капитаном 1 ранга И.И.Прилуиким, был проведен анализ неуспешных испытаний комплекса на ТАРКР «Калинин» и ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». В результате проведенного анализа было установлено, что одной из основных причин неуспешных испытаний стало принятие излишних мер безопасности при выстреливании торпед обеспечивающим кораблем. Предупреждая возможность выхода из строя приборной части торпеды, которая может привести к ее движению по поверхности моря и, в результате, к попаданию в борт корабля, в программе испытаний (в разделе меры безопасности при проведении испытаний комплекса противоторпедной зашиты) было указано, что необходимо стрелять практическими торпедами с отключенной системой самонаведения (т.е. прямоидущими) прицеливаясь в точку, находящуюся в 500 метрах за кормой корабля. При этом для тракта обнаружения торпед гидроакустического комплекса корабля задавалась задача обнаружения торпеды идушей мимо корабля, что не является обязательной характеристикой гидроакустического комплекса.

Об этом капитан 1 ранга В.Г.Корягин и капитан 1 ранга И.И.Прилуцкий доложили председателю правительственной комиссии адмиралу И.В.Касатонову и предложили изменить условия стрельбы торпедами по крейсеру таким образом, чтобы обеспечивающий корабль стрелял практическими торпедами с отключенной системой самонаведения, прицеливаясь по корме корабля. Адмирал И.В.Касатонов согласился с предложением и, несмотря на высказываемые командованием Северного флота опасения, решение об изменении условий проведения государственных испытаний комплекса противоторпедной зашиты корабля было принято.

21 октября 1997 года, в соответствии с принятым решением, были успешно проведены испытания тракта обнаружения торпед гидроакустического комплекса корабля. Все выстрелянные по крейсеру практические торпеды были обнаружены на дистанции, позволяющей выдать целеуказание на стрельбу из КТ-153 и РБУ-1 ООО.

23 октября 1997 года были проведены испытания комплекса противоторпедной зашиты корабля. Стрельбу практическими торпедами по крейсеру «Петр Великий» производил СКР «Задорный». Практические торпеды были снаряжены РПС (ракетным прибором сложности), который выстреливал сигнальные ракетки по ходу движения торпеды, тем самым давая возможность наблюдать за траекторией ее движения.

В 10.50 поступил доклад от гидроакустика об обнаружении торпеды на курсовом угле 106° левого борта на дистанции 1100 метров. После получения третьей засечки торпеды на курсовом угле 141° левого борта и дистанции 800 метров КПУС "Пур-га-1144" были определены элементы движения цели, выработаны данные для стрельбы и произведен залп из РБУ-1000 левого борта.

Выстрелянные из РБУ-1000 глубинные бомбы приводнились в месте Прицеливания, накрыв его по эллипсу рассеивания. В момент взрыва бомб из-под воды в центре эллипса вылетела очередная сигнальная ракетка из РПС торпеды, показывая, что глубинные бомбы попали точно в цель. Подтверждением этого стало появившееся на поверхности голубое пятно вышедшего из разрушенного корпуса торпеды кислорода. От гидроакустика поступил доклад об исчезновении шумов торпеды.

Так впервые были успешно проведены испытания комплекса противоторпедной зашиты с фактическим уничтожением обнаруженной торпеды по данным гидроакустического комплекса корабля.

Несколько позже, на государственных испытаниях БПК «Адмирал Чабаненко», используя опыт проведения испытаний на ТРКР «Петр Великий», I были также успешно проведены испытания противоторпедного комплекса со стрельбой из КТ-153 снарядами I противоторпедной зашиты по торпеде.

© 2001 AeroKZN.ru.
Копирование текстов запрещено.
Яндекс.Метрика