Обновления:

Популярное:
Какими будут самолеты



Причина ТехПрорывова



Преимущества бизнес-авиации



Навигационные системы



Советы для путешественников с собакой

Оружейное дело

Что же такое дизайн ножа? И чертёж, и идея, но не только. Это нечто большее. Дизайнерский проект предполагает создание проработанного цветного изображения будущего изделия (художественная идея) и комплексного ТЗ (технического задания), т.е. комплекта чертежей проекций и, если нужно, развёрток. Для сложных скульптурных ножей приходится делать предварительные объёмные макеты.

Идея может быть не просто художественной, но также смысловой.

Художественная идея - это изображение как таковое, т.е. внешний вид предмета, его пропорции, сочетание материалов и фактур, цветовое решение. Новизна художественной идеи определяется комплексом приёмов создания внешнего вида изделия.



Смысловая идея - это нечто большее, чем просто внешний вид. Это философия, легенда, заложенная в основу предмета, то, что заставляет задуматься и начать осмысливать увиденное, то, что при адекватном художественном и техническом исполнении делает нож произведением искусства. В идеале дизайнер сам является автором идеи, хотя бывает, ему приходится воплощать в жизнь чужие мысли. Смысловой идеей может стать, к примеру, использование привычного предмета или его элемента в непривычной роли -то, что «смещает точку сборки», т.е. меняет традиционный взгляд на мир.

Дизайнер серийных ножей должен в первую очередь учитывать эргономичность ножа, его пользовательские качества, а также технологичность и прочие факторы производства. К сожалению, условия серийного производства часто ограничивают художника, обрезая ему крылья творчества в угоду удешевлению конечного продукта или предпочтениям хозяина фирмы. Здесь многое зависит от владельца производства, отсутствие вкуса и общий низкий культурный уровень руководителя обычно самым плачевным образом сказываются на конечной продукции фирмы -таков неписаный закон.

Грамотный дизайн штучного или авторского ножа также учитывает много факторов. Во-первых, он должен быть исполним. Потому так мало хороших дизайнеров предметов декоративно-прикладного искусства, что большинство из них не имеют хорошей школы и проектируют вещи, не зная ювелирных технологий и техник исполнения В идеале дизайнер должен владеть всеми необходимыми техниками на практике либс работать в тесном сотрудничестве с исполнителем, внося изменения в проект в случае, если предложенное им решение невыполнимо или малообоснованно.

Во-вторых, если нож проектируется для конкретного мастера, дизайнер должен учитывать техники, стилистику и прочие предпочтения исполнителя. В идеале возникнет гармоничное произведение, в котором лучшие качества и умения обоих партнёров (дизайнера и мастера) раскроются с лучшей стороны и дадут нечто новое Если же предложить мастеру дизайн, который «не отзовётся» у него в душе, будет ему чужд, получится негармоничная, вымученная вещь, которая вряд ли найдёт своегс покупателя. И здесь дизайнер выступает в качестве не просто разработчика, но «музы», вдохновителя. Подобные творческие союзы складываются редко, и лично для меня это сродни чуду.



Хороший дизайн, прежде всего, ориентирован на индивидуального покупателя. К примеру, Харуми Хираяма, которая имеет высшее художественное образование и выполняет свои ножи сама, при проектировании и изготовлении ножа не под заказ думает не о том, какую выставит за нож цену, и не о том, как этот нож её прославит, а представляет себе его потенциального покупателя, конкретного человека. Порой придумывает целые истории о том, как нож и его владелец найдут друг друга и зачем человеку вообще нужен этот нож. Потому за её ножами стоит очередь в несколько лет, потому её произведения так любят и воспринимают как магические предметы. Мне очень близок подход японцев к предметному миру и ножам в частности. Они традиционно умеют смотреть в глубь предмета, видя его суть, смысл, выявляя взаимосвязь с окружающим материальным и тонким миром.

Как нож всегда сопровождал человека на протяжении всей его истории, так идея о наличии магической составляющей всегда сопровождала нож. В простонародье она выражалась убеждением, что кузнецы водятся «с нечистой силой». Несмотря на примитивную формулировку, некое рациональное зерно в ней присутствует, надо лишь «отделить мух от котлет» и перевести её на современный язык. Сами кузнецы и ножевики давно заметили, что их изделия часто обладают некоторыми качествами, выделяющими их из ряда обычных бытовых предметов; у каждого мастера наберётся не одна загадочная история, связанная с ножами. Мой личный опыт говорит о том же.

Ниже приведу категории ножей и предметов, связанных с ножевой темой. Некоторые из них появились буквально в последние годы.

Ножи боевые, стоящие на вооружении армии и силовых подразделений.

Ножи хозяйственно-бытового назначения, самая многочисленная категория. К ним относятся охотничьи, кухонные и столовые ножи, а также складные, в том числе многофункциональные (многопредметные). Сюда можно отнести ножи со смежными функциями типа складных ножей-зажимов для купюр или ножей для писем. Функции данной категории ножей чаще всего ограничиваются их непосредственным применением, хотя авторские образцы могут иметь дополнительный символический, философский и прочие смыслы.

Ножи наградные (функция ножа - рабочая + нож-знак, обозначение статуса хозяина, его места в определённой социальной иерархии).

Нож как предмет национального костюма (функция рабочая + знаковая).

Нож кабинетный, на подставке (функция рабочая + предмет для любования; часто также символическая, знаковая функция).

Нож - скрытое оружие, к примеру, в трости и прочих бытовых предметах (функция рабочая, иногда символическая). Сегодня скорее экзотика.

Нож - скрытое оружие, спроектированный как ювелирное украшение (функция рабочая + украшение, а также символическая, иногда - обозначение статуса владельца).

Нож - подвеска, ювелирное украшение, не скрывающее клинок (функция - украшение, иногда присутствует символическая составляющая).

Нож как предмет культа, ритуальный нож. Может быть ювелирным украшением, скрытым оружием, кабинетным ножом или художественно-украшенным ножом (функция рабочая + статус-знак + магическая, сакральная составляющая). Поскольку нож изначально создан в таком качестве, эта составляющая имеет реальное значение для того, кто его делает или заказывает.

Нож-амулет (в зависимости от конструкции функция может быть рабочая -I- украшение + магическая составляющая, либо только украшение + магическая составляющая).

Нож - арт-объект. Часто это предмет, напоминающий нож или символически относящийся к ножевой теме (функция - предмет для любования, иногда знак).

Нож-изображение. Картина (фотография) с изображением «ножа» либо предмета, напоминающего нож (функция декоративно-философская, произведение для любования, в котором нож становится символом, запускающим цепочку ассоциативных образов).

Все рабочие и смысловые функции перечисленных категорий ножей могут пересекаться. Также для владельца вещи имеет большое психологическое значение его личное отношение к предмету.

Символическая и магическая составляющие ножа осознавались людьми всегда, однако на время господства в стране коммунистической идеологии были табуированы. В последние годы они всё больше начинают интересовать людей. Я отношу это на счёт общего интереса к вопросам философии, психологии и того, что можно обозначить общим определением «непознанного». Какое отношение данная тема имеет к дизайну? Как ни странно, самое непосредственное.



Мудрецы и мистики прошлого заметили: любая идея, заложенная в проект будущей вещи, начинает работать, а как именно, зависит от идеи в самом широком смысле. Это может быть непосредственное назначение предмета (к примеру, выполнение роли инструмента, или защита физическая, или символическая, или вещь - хранитель человека, семьи, рода, как у Харуми), идея некоего проекта, включающего в себя ряд составляющих (объединение людей со сходными интересами и желаниями), или иная идея. Естественно, когда мастер создаёт предмет, прикидывая, почём он его сможет продать, и этим его смысловая составляющая ограничивается, судьба предмета может оказаться неожиданной. То же самое касается мастера, идущего на поводу у моды и «населяющего» нож разнообразными инфернальными существами. Смысловой посыл такой вещи будет разрушительным как для создателя, так и для покупателя, пусть проявится и не сразу.

Идея, что наши мысли материальны, давно перестала удивлять современного человека, остаётся только не забывать применять её на практике, в повседневности. Жизнь наполнена ситуациями и фактами, от которых при всём желании не отмахнёшься, самым общим образом их можно определить так: «оно работает». Можно по-всякому объяснять как, но работает.

Развитые ювелирные и ножевые фирмы на Западе давно поняли, что хороший дизайн может стать козырем в бизнесе. Они предлагают выгодные условия сотрудничества дизайнерам, организуют совместные проекты, в которых известный дизайнер разрабатывает коллекцию предметов для известной фирмы. У нас часто производители и индивидуальные мастера не рассматривают дизайн как интеллектуальную собственность автора и отдельный вид творчества, порой относятся к нему ревниво и безответственно. Мне несколько раз приходилось слышать признания: «Здорово! Но нам проще украсть у тебя дизайн, чем сотрудничать». Приходилось и находить свои идеи в чужом исполнении, с печалью констатируя, что в украденном виде идея теряла большую часть своей ценности. Это всё равно как украсть рукава от шубы и пытаться выдать за целую шубу. И, кстати говоря, тот самый деструктивный мысленный посыл в случае воровства идей также работает, принося изначально бесчестному проекту или производителю неудачу в том или ином виде в ближайшем или отдалённом будущем.

Каким бы образом мы ни объясняли данное явление - работой подсознания человека или наличием реальной энергоинформационной составляющей вещи либо проекта (что, впрочем, одно и то же), оно работает.

Именно идея несёт конструктивный либо деструктивный заряд предмета, никакое последующее исполнение вещи не исправит изначальный посыл, и дизайнер, как посредник между миром идей и материальным ножом, закладывает генеральную направленность проекта и его воплощения.

Однажды поняв, насколько безотказно работают идеи, я хорошо осознаю свою ответственность за то, что проектирую. Поэтому говорю, что хороший дизайн - это не просто чертёж или рисунок и не только идея, это -своего рода благословение.

© 2001 AeroKZN.ru.
Копирование текстов запрещено.
Яндекс.Метрика