Обновления:

Популярное:
Какими будут самолеты



Причина ТехПрорывова



Преимущества бизнес-авиации



Навигационные системы



Советы для путешественников с собакой

Ледокол красин - 11 часть

СЛАВНАЯ СУДЬБА «СВЯТОГОРА»

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Война застала «Красин» в бухте Провидения, куда он пришёл 15 июня 1941 г. В первых числах июля «Красин» вышел с караваном судов, который он привёл в Тикси. Обычная для ледокола работа продолжалась до октября, когда он вернулся в бухту Провидения.

В том же году на Дальзаводе планировались капитальный ремонт и модернизация ледокола с заменой паровых котлов на более совершенные. Тогда же намечалось установить артиллерийское вооружение в соответствии с мобилизационным проектом 212. Его разработка велась ЦКБ-4 и завершилась к маю 1941 г. Проектом предусматривалась установка трёх 130-мм орудий Б-13 в диаметральной плоскости (на 125-м шп. в носу на банкетке и два в корме - на 10-м шп. и на крыше кормовой надстройки), четырёх 76,2-мм пушек Лендера, двух спаренных 12,7-мм пулемётов ДШК на крыльях верхнего мостика (по другим данным - двух 7,62-мм установок М-4).

Первоначально в качестве образца для разработки размещения вооружения был принят проект, разработанный для ледоколов типа «Иосиф Сталин». Но в процессе проектирования стало ясно, что из-за разницы в размерах судов расположение орудий придётся изменить. 16 сентября 1941 г. начальник ЦКБ-4 Я.М. Мацкин писал начальнику Управления кораблестроения ВМФ инженер-контр-адмиралу Н.В. Исаченкову: «ЦКБ-4 на основании указания Гпавсевморпути при разработке мобпроекта л/к «Красин» руководствовалось тактико-техническими требованиями, утверждёнными начальником ГМШ ВМФ Галлером 10.04.1939 г.



Согласно этих требований, на л/к «Красин» 130 мм артиллерия д. б. расположена аналогично расположению её на л/к «И. Сталин», т. е. 2 орудия в носу одно в корме.

При разработке мобпроекта выяснилась невозможность подобного расположения без коренных переделок корпуса ледокола, т. к. 2 орудия в носу не могут быть размещены в силу недостаточных габаритов верхней палубы в носу, вытекающих из наличия разницы в главных размерениях л/к «И. Сталин» и л/к «Красин» (последний приблизительно на 8 м короче и на 1,5 м уже) и разницы в расположении на верхней палубе.

ЦКБ-4, желая выполнить тактико-технические требования части количества орудий главного калибра, разместило на ледоколе все 3 - 130-мм орудия (по заданию), но в носу одно орудие (вместо двух на л/к «И. Сталин»), а в корме 2 орудия (вместо одного на л/к «И. Сталин»)».

Но вскоре стало ясно, что осуществить этот проект не удастся. Тяжёлая обстановка на фронте заставила принять решение о возвращении ледокола в западный сектор Арктики через Атлантику. Ремонт «Красина» следовало проводить в США, в связи с чем начальник Управления арктического флота и портов ГУСМП А.С. Колесниченко в письме от 8 сентября 1941 г. предложил: «...Техпроект должен предусматривать мобподкрепления и устройства для возможности вооружения ледокола в дальнейшем в наших портах...». Он же отметил: «...надо иметь в виду, что не исключена возможность установки заграничных не только ПУСов, но и орудий».

12 октября 1941 г. Начальник ГУСМП капитан 1 ранга И.Д. Папанин обратился к заместителю наркома ВМФ СССР адмиралу Л.М. Галлеру: «Распоряжением Правительства ледокол «Красин» передаётся США на 12 месяцев на арендных началах для плавания в американских водах. Для сохранения ледокола от возможных нападений необходимо его вооружить.

Прошу сообщить Ваше мнение, какое необходимо вооружение для установки на ледоколе, это необходимо для получения разрешения Правительства на приобретение и установку вооружения в Америке».

14 октября 1941 г. Папанину ответил нарком ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов. «НКВМФ считает необходимым на ледоколе «Красин» разместить следующее зенитное вооружение:

3- 127 мм спаренных зенитных универсальных установки с боезапасом 600 выстрелов на установку, в том числе по 40 выстрелов в кранцах; от 6 до 12 40 мм спаренных универсальных автоматов с боезапасом не менее 2000 снарядов на один автомат, в том числе по 200 снарядов в кранцах; от 4 до 8 12,7 мм счетверённых пулемётных установок с боезапасом не менее 5000 патронов на каждый ствол, в том числе 500 патронов в кранцах.

Количество и расположение артвооружения и артпогребов для боезапаса принять по месту.

Систему управления артогнём, включая дальномеры и телефонную связь, желательно установить современного образца, применительно к установленному вооружению.

Кроме того, необходимо приобрести 100% стволов, из расчёта по одному стволу в запас и боезапаса сверх полного комплекта на полную живучесть стволов».

После ответа Кузнецова мобпроект 212 решили сдать в архив. Впрочем, К.Д. Смирнов указывает, что «большую часть технической документации мобпроекта 212 с добавлением литеры Е (экспорт) доставили на ледокол; среди неё были чертежи общего расположения, расчёты нагрузок по размещению и массе артсистем, составлявших в сумме 132 т, материалы расчётов по подкреплению корпусных конструкций и обоснованию местной прочности в узлах установки артиллерийских орудий. Наличие этой документации значительно облегчило модернизацию и переоборудование ледокола за границей».

4 ноября 1941 г. «Красин» вышел из бухты Эмма. Ему предстоял большой переход в Сиэтл по чистой воде (2502 мили) в условиях нескончаемых штормов, которые особенно чувствительны для ледоколов. Старший помощник капитана Н.А. Мерт вспоминал об одном из штормовых эпизодов - на подходе к заливу Фука, 13 ноября 1941 г.: «В те времена ходовой мостик на ледоколе «Красин» был открытый. Очень маленькая рулевая рубка вмещала лишь вахтенного рулевого матроса, штурвал, магнитный компас, репитер гирокомпаса, ящик для сигнальных флагов, собственно, всё. Обзора горизонта из этой рубки не было. Вахтенный помощник капитана в любую погоду нёс вахту на открытой площадке и чаще всего на правом крыле мостика, у тумб машинного телеграфа. Так было и на этот раз. Штурман Алексей Иванович Гчездилов, неся вахту, находился на нижнем правом крыле капитанского мостика. Он то возносился высоко в небо, то опускался, казалось, до самых волн. Вдруг с правого борта раздался сильный грохот. Гчездилов повернулся в сторону, где только что была спасательная шлюпка № 1. Теперь от неё остались лишь цепные грунтовы с талрепами. Волна сорвала шлюпку. На шум вышел старпом. Узнав, в чём дело, он приказал Гчездилову немедленно уйти с крыла мостика в рубку.

-Да ну... - отмахнулся вахтенный помощник. - Перестраховка.

Старпом, однако, настоял на своём, и Гчездилов, нехотя ушёл в укрытие.

Через минуту вновь раздался грохот и треск. Когда старпом вышел на мостик, Гчездилов стоял у рулевой рубки на центре, а крыльев - правого верхнего и нижнего капитанского мостика - и трапов не было. Всё унесла волна. Только теперь Алексей Иванович, по-видимому, понял, от какой опасности он избавился».

14 ноября «Красин» пришёл в Сиэтл. По свидетельству Н.А. Мерта, во время стоянки в этом городе обсуждалась возможность использования советского ледокола для высадки десанта в Гренландии, где располагались немецкие разведывательные и метеорологические станции. Но такое использование «Красина» было признано нецелесообразным, в силу того, что его машины питались углём, а, кроме того, возможностей для размещения десанта на борту не было. 21 ноября, в связи с возможной будущей передачей в аренду, ледокол осмотрела группа американских инженеров. Но уже через два дня решение об аренде отменили. «Красин» простоял в Сиэтле с 14 ноября по 14 декабря 1941 г. За это время был восстановлен мостик и получена новая шлюпка. Перед выходом в море ледокол с целью маскировки перекрасили в шаровый цвет. 2 декабря капитан М.Г Марков получил указание от и.о. полпреда СССР в Вашингтоне А.А. Громыко следовать в Нью-Йорк или Бостон через Панамский канал. Непосредственно перед отходом капитана пригласили к британскому консулу, вручившему ему секретный пакет с указанием маршрута следования.

2 января 1942 г. «Красин» прошёл Панамский канал. На следующий день, на основании телеграммы от представителя транспортной части Амторга, ледокол изменил маршрут движения и направился в Балтимор, куда прибыл 12 января.



В Балтиморе на «Красине» выполнили текущий ремонт и поставили вооружение. Прямо над буксирной лебёдкой установили одно 76,2-мм американское орудие. На мостике и около дымовых труб, выше шлюпбалок, поставили шесть крупнокалиберных (12,7-мм) и четыре обычных (7,62-мм) пулемёта. Как груз, в счёт союзных поставок, приняли на борт три новых орудия, 16 пулемётов, 2 тысячи снарядов и 220 тысяч патронов. Помимо этого, для противовоздушной обороны была установлена станция парашютных ракет, предназначенных для воздушного заграждения, а на грот-мачте смонтировали устройство для запуска воздушного змея, который, поднимаясь на стальном канатике, создавал помехи атакам торпедоносцев. Также был проведён «дэгаусинг» - размагничивание корпуса судна путём монтажа специальной обмотки.

О подробностях установки вооружения вспоминал Н.А. Мерт. «При установке огневых средств нам необходимо было выполнить несколько обязательных условий: боевые средства следовало поставить так, чтобы сохранить всё имеющееся на палубах оборудование, в том числе буксирную лебёдку и буксир; чтобы мёртвые пространства при стрельбе были минимальными. Нужно было надёжно закрепить вооружение в расчёте на стремительную качку и при этом не тронуть сверлением деревянную палубу во избежание попадания воды во время шторма в жилые и служебные помещения.

Стали думать. Вначале хотели пойти по линии наименьшего сопротивления - снять шлюпки, шлюпбалки и на их место расставить пулемёты, а на кормовую палубу - в диаметре ледокола, перекрыв буксирную лебёдку, установить трёхдюймовую пушку. При этом варианте мы лишали себя буксира и спасательных средств, что было крайне нежелательно.

В конце концов разместили четыре пулемёта пятидесятого калибра на специальных площадках, построенных вокруг дымовых труб выше уровня шлюпок и шлюпбалок. Четыре пулемёта тридцатого калибра вынесли к самому ватервейсу между шлюпками. Это обеспечивало обстрел противника у самого борта, например, всплывшую подводную лодку. Кормовую пушку установили на платформе, поднятой над буксирной лебёдкой.

Ради увеличения угла наибольшего снижения и сектора обстрела отказались от кругового бронирования орудийной башни. Вокруг платформы поставили низкие леерные стойки на шарнирах, опоясанные цепью. На баке установили на специальных шарнирах дугообразный выстрел паравана. Он опускался на топенантах своей вершиной к килю ледокола под углом примерно пятьдесят градусов. К вершине выстрела крепились два уса шкентелей для удержания змеев, чтобы разводить усы захвата минрепов мин, установленных на фарватерах.

По идее, минрепы должны были скользить по шкентелям и срезаться у змеев специально установленной пилкой. Освободившиеся мины должны были всплыть по бортам ледокола на достаточном расстоянии от его корпуса. Всё это мудрое устройство могло обезопасить судно при условии, если мины ударные, если их минреп попадёт именно на шкентель, а затем на пилку и если он будет срезан, а не затянут под корпус при малой скорости ледокола. Громоздкость таких параванов была обратно пропорциональна их эффективности. Это была лишняя забота для экипажей».

Монтаж вооружения закончился 4 февраля. 8 февраля прошло испытание размагничивающего устройства, а на следующий день «Красин» прибыл в Норфолк. Там на борт был принят боезапас. 10 февраля ледокол покинул Норфолк и пошёл в направлении Нью-Йорка. В Делавэрском заливе его сопровождали американская подводная лодка и дирижабль. 14-го числа ледокол пришёл в Бостон, откуда направился в Галифакс.

Там до 3 марта на «Красине» выполнили текущий ремонт, устранив штормовые повреждения. Затем в составе конвоя он направился к берегам Англии. В районе Шетландских островов конвой разделился на две части, одна из которых взяла курс на Глазго.

Там вооружение усилили, добавив два 76,2-мм (12-фн) орудия с раздельным заряжанием, изготовили фундаменты для новых пушек и «гнёзда» для 20-мм автоматов «Эрликон». В них временно установили пять крупнокалиберных пулемётов и два - винтовочного калибра. При прибытии в Мурманск «Красин» имел на вооружении три 76,2-мм орудия (два в носу и одно в корме), семь «эрликонов» и три пулемёта.

В Мурманск «Красин» совершил переход в составе конвоя PQ-15, вышедшего из Рейкьявика 26 апреля 1942 г. в составе 23 транспортов и двух ледоколов («Красин» и «Монткальм»). 2 мая вблизи меридиана 18° в.д. конвой был атакован торпедоносцами противника, потопившими три транспорта. Успехи торпедоносцев в известной степени объясняются неожиданностью: против конвоев на Севере они действовали впервые. Из пяти торпедоносцев, атаковавших конвой 3 мая в 1.35, огнём кораблей эскорта и транспортов сбито три самолёта. Отставшую от конвоя подводную лодку приняли за неприятельскую и атаковали корабли эскорта, экипажу пришлось затопить её.

Интенсивный огонь по самолётам вёл ледокол «Красин», имевший 17 стволов. В своём донесении капитан ледокола «Красин» даёт следующее описание событий, происходивших с наступлением суток 3 мая: «В 1.35 на горизонте справа, кроме беспрерывно курсирующих двух немецких разведчиков, появились пять тяжёлых самолётов низко над горизонтом. Самолёты заходили строгим строем в голову конвоя и, зайдя на 45°, начали атаку. Головные эсминцы начали стрельбу, с опозданием открыл огонь конвой. Стрелять пришлось через суда, так как торпедоносцы шли на очень низкой высоте (около 50 м).

В 1.38 торпедированы три парохода - все головные, в том числе флагман и впереди нас идущий. В это же время вспыхнул в воздухе торпедоносец и упал в воду рядом с торпедированным им пароходом «Саре Korso». Через несколько секунд пароход «Саре Korso», с которого ещё продолжалась стрельба по горевшему на воде самолёту, взорвался и, встав вертикально носом вверх, погрузился в море. Ледокол «Красин», идя следом за пароходом «Jutland», который, будучи торпедирован, преградил нам путь, отклонился вправо, в сторону только что взорвавшегося парохода «Саре Когэо» и, пройдя между ними, последовал дальше...

По нашим данным, из пяти торпедоносцев сбито три... Флагман «Batavon», получивший лёгкое повреждение и продолжавший держаться на плаву с небольшим дифферентом на нос, после снятия с него экипажа расстрелян тральщиками нашего эскорта.

Караван, выровняв строй, следует дальше. Ледокол «Красин» идёт головным четвёртой колонны. Немецкие самолёты-разведчики периодически показываются на горизонте, корректируя наше продвижение. Снежные заряды. Состав каравана -22 парохода. Состав эскорта - 14 единиц.

4 мая 1 ч. 00 м. - снова атака противника. Вследствие плохой видимости невозможно было установить количество неприятельских самолётов. Стреляли все суда эскорта из конвоя не по видимым самолётам, а по направлениям доносившегося шума моторов. Это была последняя и неудачная атака противника».

4 мая у кромки льда была обнаружена подводная лодка противника. Головной миноносец эскорта открыл по ней огонь, а замыкающие конвой тральщики сбросили глубинные бомбы. 6 мая 20 транспортов и оба ледокола прибыли в Мурманск. Для «Красина» завершился сложнейший поход через два океана продолжительностью 15 309 миль.

19 июня «Красин» в составе конвоя, в который входили также ледокол «Монткальм», эсминец «Куйбышев» и четыре английских тральщика, вышел в Архангельск.

21 июня ледокол прибыл в Северодвинск, где встал на переоборудование.

Ледокол перевооружили по приказу народного комиссара ВМФ СССР № 0049 от 26 мая 1942 г. «За счёт прибывших импортных 9 трехдюймовых универсальных пушек и 21 пулемёта системы Браунинг перевооружить ледоколы «Красин» и «Монткальм». ... На ледоколе «Красин» дополнительно установить 5 трёхдюймовых универсальных пушек и 3 пулемёта системы Браунинг, снять 2 двадцатифунтовые пушки».

28 июня 1942 г. последовало решение Военного Совета Северного флота № 041 от 28 июня 1942 г.

«Во исполнение решения Народного комиссара ВМФ СССР адмирала тов. Кузнецова № 0049 от 26 мая 1942 г. произвести следующее:



На ледоколе «Красин»

1. Снять два 12-ти фунтовые орудия и на их места установить 3 универсальные американские пушки.

2. Две 3" пушки установить по бортам на местах, установленных сейчас крупнокалиберных пулемётов «Браунинг», для чего произвести установку дополнительных подкреплений.

3. Одну 3" пушку установить на кормовой надстройке в диаметральной плоскости рядом с установленной 3" пушкой, перенеся последнюю по месту на 2 -3 метра ближе к носу. При необходимости произвести устройство дополнительных подкреплений.

4. Пулемёты «Браунинг» 5 штук установить на площадке у второй трубы.

5. Произвести переоборудование погребов для размещения: 3000 патронов для 3" орудий, 9000 патронов для автоматов «Эрликон», 39 000 патронов для крупнокалиберных пулемётов «Браунинг» и 40 000 патронов для 7,92 мм пулемётов «Браунинг».

6. Для размещения военнослужащих рядового и младшего начсостава, обслуживающих артиллерию, произвести оборудование помещения по указанию судового состава».

4 июля командующий Беломорской военной флотилией вице-адмирал ГА. Степанов утвердил «Перечень основных работ по довооружению ледокола «Красин».

«1. Снять с носовых подкреплений имеющиеся артустановки, поставить переходные кольца и установить на них 2 системы 76,2 мм.

2. Снять автоматы «Эрликон» с бортовых площадок у кормовой дымовой трубы, расширить их в сторону ДП, дополнительно подкрепить и установить на них 2 системы 76,2 мм.

3. Оборудовать мостовое подкрепление в корме над буксирным устройством и установить на нём 1 систему 76,2 мм.

4. Снять с площадки у носовой мачты пулемёт «Браунинг» и переделать эту площадку для установки на ней 2-х автоматов «Эрликон» и носового дальномера ДМ-1,5.

5. Оборудовать у носовой дымовой трубы площадки и установить на них 4-е пулемёта «Браунинг» (12,7 мм).

6. Срезать кормовую мачту на уровне кормового среднего автомата «Эрликон» и на её тумбе оборудовать площадку для кормового дальномера (ДМ-4). Установить на место дальномер.

7. Оборудовать 3-й погреб для хранения боезапаса всех систем в районе носового провизионного трюма.

8. Изготовить 6 кранцев для боезапаса 76,2 мм и установить на место кранцы первых выстрелов всех систем.

9. Оборудовать простейшую телефонную связь для системы управления артстрельбой, при условии поставки телефонного оборудования Артотделом тыла БВФ.

10. Выполнить вспомогательные и дополнительные работы, связанные с довооружением корабля».

6 июля 1942 г. на решение Военного Совета Северного флота от 28 июня 1942 г. одним из ответственных лиц была наложена резолюция: «По «Красину». 1) По пункту 2, места выбраны не как указано в решении, а сдвинуты в нос, на те места, где сейчас 2 Эрликона (Эрликоны переносятся на носовой мостик). Места, указанные в решении, находятся рядом с радиорубкой, капитан ледокола протестует против этого, ибо рубка при стрельбе будет выведена из строя».

10 июля 1942 г. приказом командующего Беломорской военной флотилией № 0329 ледоколы «Красин» и «Монткальм» были включены в состав Ледокольного отряда флотилии (в состав Северного флота их включили 4 июля).

25 июля был подписан акт о приёмке и сдаче в эксплуатацию заводом № 402 (в Молотовске) личному составу ледокола «Красин» артиллерийских систем, артпогребов и оптики, установленных в соответствии с заданием, утверждённым заместителем наркома ВМФ СССР.

Материальная часть артиллерии

На л/к установлены 6 американских систем 3" 50 калибров (№№ 4217, 4235, 3035, 4262, 1147, 4889): две на носовой надстройке по бортам с тремя кранцами первых выстрелов общей ёмкостью 88 патронов, две на специальных бортовых площадках у кормовой дымовой трубы с двумя кранцами п/выстрелов общей ёмкостью 105 патронов, две в корме по диаметральной плоскости (линейно-возвышенно) с четырьмя кранцами п/выстрелов общей ёмкостью 147 патронов.

Установлены 7 автоматов 20 мм «Эрликон» (№№ 3922, 3886, 9524, 3956, 3947, 3988, 9526): два на крыльях сигнального мостика по бортам с шестью кранцами п/выстрелов общей ёмкостью 1920 патронов, два на специальной площадке у фок-мачты по бортам с восемью кранцами п/выстрелов общей ёмкостью 480 патронов; три на кормовой надстройке (два по бортам и один в диаметральной плоскости) с одиннадцатью кранцами п/выстрелов общей ёмкостью 2180 патронов.

Кроме вышеупомянутых, в кормовой части корабля на верхней палубе размещены 8 резервных кранцев общей ёмкостью 2880 патронов.

Установлены 6 пулемётов «Браунинг» 12,7 мм (№№ 29543, 29544, 29545, 29546, 2921, 2926): четыре на специальной площадке у носовой дымовой трубы по два на каждый борт с четырьмя кранцами п/выстрелов общей ёмкостью 4000 патронов (20 магазинов), два на специальной площадке, в районе кормового дальномера по бортам с двумя кранцами п/выстрелов общей ёмкостью 2000 патронов.

Установлены 4 мелкокалиберных пулемёта «Браунинг» 7,3 мм в средней части корабля на верхней палубе по два на каждый борт.

Артпогреба

Для носовой группы артсистем оборудован погреб в носу корабля на платформе по правому борту. Погреб оборудован простейшим устройством для хранения боезапаса (деревянные стойки для закрепления ящиков с боезапасами). Ёмкость погреба 1000 патронов 3" 50 к., подача боезапаса производится горденем.

Для кормовой группы артсистем оборудован погреб в корме корабля на платформе. Погреб оборудован для закрепления ящиков с боезапасами. Ёмкость погреба 1200 патронов 3" 50 к. Подача боезапаса производится специальной лебёдкой.

Оптика

На судне на специально оборудованной площадке на месте грот-мачты установлен ДМ-3 (№ 400015). Кроме того, у фок-мачты оборудована площадка для ДМ-1,5 (дальномер не установлен, ввиду его отсутствия).

На арт. системы 3" 50 к. поданы американские телескопические прицелы. 8 из них установлены на корзинах прицела нештатного образца, т. К. АО СФ из Мурманска не прислал штатные корзинки прицелов.

Всё установленное было передано командованию корабля для боевого использования».

По состоянию на 15 февраля 1943 г. вооружение «Красина» выглядело следующим образом: 6 - 76,2/50-мм (американские) и 7 - 20-мм («Эрликон») орудий 6 - 12,7-мм пулемётов («Браунинг»); 6 -7,62 пулемётов. На ледоколе стояли следующие средства радиосвязи: передатчики «КП-8010-А», «КП-8019-Д-А», «С100-Ам», приёмники «С-22-Р». «АР 8503», «АР8505». Военная команда ледокола насчитывала 68 человек.

В период войны Северный морской театр остро нуждался в ледоколах. Уже 29 июня 1942 г. ВВС Северного флота получили приказ обеспечить проводку «Иосифа Сталина», «Ленина» и «Красина» из Архангельска в Арктику. Но первый выход состоялся ровно через месяц, после завершения работ по вооружению и модернизации. 29 июля конвой в составе ледоколов «Иосиф Сталин», «Красин», «Ленин», «Монткальм» в сопровождении эсминцев «Куйбышев» и «Урицкий», английских корветов «Ла Малвин», «Лотес», «Дианелла» и английских же тральщиков «Брэмбл», «Си-галл» и «Хэзгард» вышел с Северодвинского рейда в Арктику. 2 августа ледоколы вместе с танкером «Хоупмант» прибыли в пролив Югорский Шар. От острова Колгуев британские корабли эскорта возвратились в Архангельск. 4 августа ледокольный отряд прибыл на остров Диксон.

26 августа караван из девяти судов под проводкой «Красина» и «Ленина» прошёл мыс Челюскин. 30 августа «Красин» вышел на помощь транспорту «Беломорканал», имевшему повреждения и находившемуся в 65 милях от мыса Челюскина. 18 сентября «Красин» начал проводку из бухты Тикси кораблей ЭОН-18 - лидера «Баку» и эсминцев «Разумный» и «Разъярённый», следовавших из Владивостока на усиление Северного флота. 20 сентября «Красин» повернул обратно, так как впереди по курсу льды встречались редко. 25 сентября начальник Главного морского штаба приказал направить «Красин» вместе с тремя ледоколами и рядом транспортов в Архангельск. 21 октября ледоколы «Красин» и «Микоян», следовавшие в Енисейский залив, прибыли в бухту Диксон. 3 ноября эти же ледоколы находились в 45 милях на норд-вест от острова Белый, занимаясь проводкой конвоя в составе двух тральщиков и семи транспортов. 7 ноября «Красин» вместе с СКР «Литке» и «Дежнев», минным заградителем «Мурман» и ледоколами «Ленин» и «Микоян» пришли из Карского моря в бухту Варнека. 20-4 декабря «Красин» совместно с другими ледоколами участвовал в масштабной операции по выводу ледоколов и транспортов из Карского моря. 17 декабря «Красин» совместно с портовым буксиром № 6 вывел транспорта «Метта» и «Сакко», входившие в состав конвоя, следующего в Исландию, в район острова Мудьюг.

Во второй половине июня 1943 г. в Арктику двумя конвоями (БА-4 и БА-7) были выведены ледоколы «Микоян», «Красин», «Каганович», «Монткальм» и ледорез

«Литке». В их сопровождении участвовали лидер «Баку», эсминцы «Урицкий», «В. Куйбышев», «Гремящий». «Грозный», сторожевики СКР-28 и СКР-30, минный заградитель «Юшар» и английский тральщик «Бритомарт».

Осенью 1943 г. «Красин», как и ряд других ледоколов, передали в состав Тихоокеанского флота (это произошло 21 октября 1943 г.). Прибыв во Владивосток, он завершил своё кругосветное плавание, продлившееся 885 суток. 16 участников перехода были отмечены боевыми наградами. В навигацию 1943 - 1944 гг. (зима -весна) «Красин» совместно с ледоколом «Микоян» работал в проливе Лаперуза на проводке судов в Советскую Гавань, бухты Нагаево и Ванино. Всего ими было проведено 367 транспортных судов. В 1944 г. «Красин» работал в Охотском море, участвуя в спасении пароходов «Белоруссия», «Маныч» и «Мета». Напряжённая работа в течение многих лет, естественно, сказалась на состоянии судна, нуждавшегося в ремонте, который был проведён дважды -на Дальзаводе во Владивостоке, а затем в США. В сентябре 1945 г. «Красин» был разоружён во Владивостоке.

В послевоенный период «Красин» продолжил работу в Восточном секторе Арктики. Осенью 1946 г. он остался обеспечивать суда западных пароходств, не успевшие разгрузиться в Нордвике и Тикси. Весной 1947 г. ледокол прошёл ремонт в Мурманске, затем перешёл в бухту Провидения, а оттуда - во Владивосток. В 1954 г. «Красин» был передан в состав Мурманского государственного арктического пароходства (с мая 1964 г. - Управления арктического ледокольного флота Севморпути, а с января 1967 г. -Мурманского морского пароходства).

© 2001 AeroKZN.ru.
Копирование текстов запрещено.
Яндекс.Метрика