Обновления:

Популярное:
Какими будут самолеты



Причина ТехПрорывова



Преимущества бизнес-авиации



Навигационные системы



Советы для путешественников с собакой

Ледокол красин - 10 часть

СЛАВНАЯ СУДЬБА «СВЯТОГОРА»

ПЛАВАНИЯ В 1935 - 1940 ГГ.

В январе 1935 г. ЦК ВЛКСМ совместно с ГУСМП приняли постановление «О комплектовании комсомольцами экипажа ледокола «Красин»». Информацию об этом опубликовала газета «Комсомольская правда», и в короткий срок поступило 1600 заявлений о зачислении в экипаж.

В итоге из желающих отобрали 122 человека. Капитаном был назначен 30-летний М.П. Белоусов. Члены «комсомольско-молодёжного экипажа» в большинстве своём имели малый стаж плавания на судах, а в Арктике до этого работать не пришлось практически никому (включая капитана). Тем не менее, молодые моряки успешно трудились в течение 6 лет, совершив 10 походов в Восточном секторе Арктики.

В навигацию 1935 г. «Красин» проводил суда на участке пролив Дмитрия Лаптева -Берингов пролив. За первый 105-суточный рейс он прошёл свыше 10 ООО миль. В конце июня ледокол принял под проводку суда, вышедшие 25-го числа из Владивостока. В августе «Красин» успешно провёл вдоль берегов Чукотки балтийские лесовозы «Ванцетти», «Искра», пароходы «Урицкий» и «Товарищ Красин».

На ледоколе работала научная экспедиция во главе с Д.С. Дуплицким. Большую научную группу возглавлял Г.Е. Ратманов. Работы проводились после завершения транспортных операций, в августе 1935 г. в районе острова Врангеля. В Восточно-Сибирском море экспедиция взяла 15 глубоководных гидрологических станций (в основном - к северо-западу от острова Врангеля). Удалось установить границы холодного и тёплого течений, изучение которых показало возможность плавания к северу от острова Врангеля. На острове Геральд астрономо-магнитная партия определила важные астрономический и магнитные пункты, при помощи которых была составлена карта острова.



В 1936 г. «Красин» возглавил первый караван (пароходы «Искра», «Ванцетти» и «Смоленск»), сформированный у острова Колючин. На борту ледокола находился Штаб морских операций Восточного сектора Арктики. 19 июля, проходя через полосу тяжёлых льдов, «Красин» получил повреждение корпуса.

В этом году ледокол впервые принял участие в обеспечении перехода эсминцев «Сталин» и «Войков», которые входили в состав Экспедиции особого назначения (ЭОН-3). 3 июля корабли вышли из Ленинграда; 5 августа они прибыли в район Диксона. На трассе Северного морского пути их проводку обеспечивали ледорез «Ф. Литке», танкеры «Майкоп», «Локк-Батан» и пароход «Анадырь». 18 сентября на траверзе мыса Шелагский к ЭОН присоединился «Красин», на борт которого перешли руководители операции во главе с О.Ю. Шмидтом. 20 сентября караван миновал Берингов пролив, а через четыре дня зашёл в бухту Проведения. 17 октября эсминцы ошвартовались во Владивостоке, они пополнили Тихоокеанский флот.

Последний рейс навигации 1936 г. оказался тяжёлым. Ледокол застрял в районе острова Шалаурова, для его освобождения потребовалось применить взрывчатку. «Красин» с трудом пробился на помощь пароходам «Крестьянин» и «Сталинград», затёртым западнее мыса Шелагского. Затем он направился к устью Колымы и вывел три парохода Колымского рейса на восток -10 октября суда прибыли в бухту Провидения. В 1936 г. во время двух заходов в Восточно-Сибирское море с борта ледокола также выполнялись гидрологические и метеорологические работы. 25 октября «Красин» пришёл во Владивосток.

Навигация 1937 г. сложилась неудачно. Это объяснялось различными причинами: неудовлетворительным подбором руководящих кадров; отсутствием необходимых для выполнения плана транспортов (причём часть имевшихся судов нуждалась в ремонте или была не приспособлена для ледового плавания); недостаточным запасом угля в Тикси и т. д.

«Красин» покинул Владивосток с опозданием на 25 суток. Ему практически не пришлось участвовать в проводке судов в Восточном секторе. 18 июля он подошёл к острову Беринга, а 1 августа - к острову Врангеля для завоза угля, дров и сена на полярную станцию. 10 августа ледокол участвовал в проводке к мысу Шмидта парохода «Анадырь», а через три дня проводил пароход «Моссовет» в районе мыса Шелагского.

После этого «Красин» направили для участия в операции по поиску самолёта Н-209, который под командованием С.А. Леваневского совершал перелёт из Москвы на Аляску через Северный Полюс. 13 августа 1937 г. связь с самолётом прервалась. Взяв на мысе Шмидта лётную группу, горючее, собак и нарты, «Красин» направился к мысу Барроу. Поиски оказались неудачными. В итоге, простояв у мыса 1,5 месяца, ледокол получил распоряжение вернуться на трассу для встречи транспортных судов в море Лаптевых.

К каравану «Красин» подошёл лишь в начале октября и повёл суда в направлении бухты Кожевникова, но, убедившись в том, что угля не хватит, он поставил их на зимовку в таком месте, откуда суда в дальнейшем вынесло с дрейфующим льдом в море Лаптевых. После загрузки углём «Красин» направился к каравану, но обеспечить все суда топливом он не смог. Возникла угроза зимовки всех судов, находившихся в море Лаптевых. 13 октября «Красин» (на борту которого находился начальник Штаба морских операций Восточного сектора Ф.И. Дриго) встретился с ледокольными пароходами «Садко», «Г. Седов» и «Малыгин». Было принято решение о проводке судов на запад. Как вскоре выяснилось, оно оказалось ошибочным: в результате ухудшения ледовой обстановки все пароходы затёрло старыми льдами. Также оказалось, что всем ледоколам, за исключением «Ермака», также придётся зазимовать в Арктике.



Взяв на борт 250 пассажиров, сжигая остатки угля, 9 ноября «Красин» пробился в бухту Кожевникова, где имелось угольное месторождение. В условиях полярной зимы экипаж построил примитивную шахту и по 8-мильной ледовой дороге доставлял уголь на санях. К 1 апреля на борт судна подняли вручную 2862 т угля. В апреле началась подготовка к навигации. 16 мая, после успешно проведённых взрывных работ, «Красин» получил возможность двигаться. Но работа по снабжению топливом продолжалась до 24 июня.

В начале августа 1938 г. «Красин» приступил к освобождению каравана в море Лаптевых. 7 августа, снабдив все пароходы углём и пересадив на них членов экипажа, он вывел суда за кромку льда, откуда они самостоятельно следовали в Тикси.

К плановым проводкам «Красин» приступил 24 августа. Помимо них, он обеспечил рейс к острову Врангеля гидрографического судна «Охотск» с экспедицией Академии Наук СССР на борту, а затем доставил эту экспедицию во Владивосток. После этого ледокол направили для спасения гидрографического судна «Ост», шедшего из Архангельска в бухту Провидения и пытавшегося самостоятельно пробиться сквозь льды. 19 сентября оно вмерзло в лёд в районе острова Айон Чау некой бухты. 24 сентября к нему подошёл «Красин», но вывести «Ост» не удалось и судно осталось на зимовку.

В навигацию 1939 г. «Красин» ремонтировался и не выходил на трассу Севморпути. Причиной этому стала напряжённая эксплуатация ледокола в течение двух предыдущих лет (в том числе и зимовка 1937 г.). В конце 1938 г. он наконец-то был поставлен в ремонт на завод № 202 имени Ворошилова («Дальзавод»). Впрочем, качество выполненных работ оставляло желать много лучшего. Как писал капитан судна М.В. Готский, «Ледокол «Красин» смог выйти в зимний Нагаевский рейс только 31 января с. г., вопреки всем бывшим до этого намёткам более раннего выхода. Как известно, задержка этого выхода объяснялась только безобразно проводимым, как в смысле организации, так и качества ремонтом завода № 202 им. Ворошилова». Главной задачей ремонта была перезаливка дейдвудных втулок всех трёх машин. Помимо этого следовало выполнить ещё ряд неотложных работ, часть которых легла на плечи недоукомплектованного экипажа (после напряженных рейсов 1937 - 1938 гг. значительное количество моряков убыло в отпуск).

Главной проблемой, возникшей после ремонта, стал «бой промежуточных валов правой машины, доходящий до 6 мм, чего не наблюдалось до ремонта при разработке дейдвудных втулок до 13 мм и погибе дейдвудного вала около 15 мм (на нерабочей части). Основной причиной этого дефекта, по мнению механиков, была неверная расточка втулок и соединение фланцев валопровода, а следствием - отсутствие гарантии нормальной работы, необходимость работать уменьшенными оборотами, т. е. неполной мощностью, а временами стопорить совсем».

Помимо этого, в рейсовом донесении отмечен ещё ряд существенных дефектов -общее состояние корпуса, для уменьшения течи которого были произведены подварка и чеканка заклёпок и швов (около 6000 заклёпок и 600 погонных метров швов). Ряд особенно сильно повреждённых участков обшивки в носовых бункерах был силами команды залит цементом. Несмотря на это форпик и ахтерпик были постоянно залиты водой по ватерлинию, а нижние и средние бортовые бункера № 1 пришлось задраить и вывести из действия. В неудовлетворительном состоянии находились брашпиль, буксирная лебёдка, крановое хозяйство, рулевое устройство, плохо работали электронавигационные приборы, эхолот не работал совсем. По свидетельству капитана, «лучшим показателем того состояния, в котором ледокол вышел в море, может служить лаконичная заметка Владивостокского Бюро Регистра на выданном им свидетельстве годности к плаванию, которая приводится дословно: «Район плавания: Японское и Охотское море, при ломке льдов до 50 см [подчёркнуто в документе - Н.К.]. О работе правой машины доносить ежедневно».



Первоначально «Красин» должен был обеспечивать проводку судов на Сахалин. «Нагаевскую экспедицию» планировали обеспечить с помощью ледокола «Добрыня Никитич». Но от этой идеи быстро отказались - в силу меньшей мощности и ширины «Добрыни». Караван, в состав которого входили пароходы: «Н. Ежов» (на его борту находились «люди (около 700 человек), подлежащие срочной отправке в Нагаево» - речь шла о заключённых), «Белоруссия», «Беломорканал», «Комсомольск» повёл «Красин».

Пароходы вышли в море 25 января (вероятно, чтобы отрапортовать в Москву о досрочном начале рейса), причём «Комсомольск» вышел вместе с «Красиным» 31 января. 7 февраля суда встретились в Охотском море, а 12-го числа было принято решение о разделении проводки на две части. В первую очередь «Красин» проводил «Н. Ежова» и «Беломорканал», во вторую - «Белоруссию» и «Комсомольск». С большими трудностями, вызванными ледовой обстановкой, состоянием ледокола и недостаточным снабжением его углём и водой, их запасы приходилось пополнять с пароходов, 4 марта караван прибыл в Нагаевскую бухту. Через 20 дней «Красин» вышел из Нагаево для проводки парохода «Беломорканал» и встречи у кромки льдов «Белоруссии» и «Комсомольска», которые ранее перешли в Петропавловск. 30 марта «Красин» получил распоряжение о возвращении во Владивосток (проводкой пароходов из Петропавловска должен был заниматься ледокол «Каганович»), куда прибыл 5 апреля.

В 1940 г. первую проводку ледокол выполнил 10 августа (вывел пароход «Урицкий» в Амбарчик). В августе и сентябре «Красин» осуществил проводку пароходов «Революционер» и «А. Серов» в Певек и бухту Провидения и 4 октября прибыл во Владивосток. В районе Певека с ледокола была взята гидрологическая станция, а в Чукотском море велись гидрологические наблюдения.

Успешный опыт проводки во льдах надводных кораблей побудили командование Военно-морского флота организовать межтеатровые переходы подводных лодок. 5 августа 1940 г. из Полярного в сопровождении ледокола «Ленин» и парохода «А. Серов» вышла подводная лодка Щ-423. В море Лаптевых проводку осуществляли ледокол «Иосиф Сталин» и ледорез «Ф. Литке», а от бухты Тикси субмарину сопровождали «Красин» и пароход «Волга». 17 октября 1940 г. Щ-423 прибыла во Владивосток.

© 2001 AeroKZN.ru.
Копирование текстов запрещено.
Яндекс.Метрика