Обновления:

Популярное:
Какими будут самолеты



Причина ТехПрорывова



Преимущества бизнес-авиации



Навигационные системы



Советы для путешественников с собакой

Информационные решения для поиска

ООО «Паллада» создано в 1992 г. и занималось различными конверсионными разработками. Одно из важнейших направлений деятельности - работы, связанные с авиационным и космическим поиском и спасанием. С момента образования предприятие возглавляет Николай Сметанин, кандидат технических наук, полковник, имеющий 30-летний опыт в области разработки и внедрения информационных и геоинформационных систем.

Поиск и спасание в гражданской авиации с первых дней самым существенным образом опирались на применении последних технически достижений. Именно к ним относятся и специализированные поисково-спасательные воздушные суда, поисковые машины, специальные поисковые приборы. В центрах управления поисковыми операциями и поисковыми группами применяются средства автоматизированных систем управления, используются новейшие системы средств передачи и приема, фиксации и обработки информации.

На нашем предприятии трудятся специалисты в области применения информационных технологий, имеющие большой опыт разработок и внедрений систем в различных областях промышленности и оборонного комплекса России. Это программисты, системные аналитики, специалисты по аппаратуре и в области геоинформационных систем. Наши разработки внедрены в различных подразделениях авиационно-космического поиска и спасания, морской поисково-спасательной служб (во всех морских координационных центрах РФ), проводятся работы в области транспортной безопасности.



Начав с систем, обеспечивающих расчет параметров поисковых операций, система «Поиск» постепенно стала решать и другие задачи технологии обработки информации в подразделениях авиационно-космического поиска, в том числе задачи оперативного управления силами и средствами а также аналитические. Вся совокупность систем всех уровней организации получила статус государственной информационной системы с названием «ИАС-Поиск».

Направление работ по внедрению средств информационной поддержки в области поиска и спасания определялось целым рядом постановлений Правительства и приказов Министерства транспорта (от 4.12.2002 г.) и Росаэронавигации. В настоящее время «ИАС Поиск» является государственной информационной системой с центральным геоинформационным сервером в Москве в здании Росавиации. Региональный уровень представляют системы «Поиск-базовые», установленные в отделах организации авиационно-космического поиска и спасания, территориальных управлениях воздушного транспорта и в региональных координационных центрах поиска и спасания (КЦПС) во всех федеральных округах РФ, включая Главный КЦПС в Москве. Оперативный уровень представляют системы «Поиск», установленные в региональных координационных центрах поиска и спасания (РПСБ).

Новейшим направлением развития информационных решений для поиска и спасания стало непосредственная установка блоков системы на средства поиска — поисковые автомобили (НМКСО-К) и поисковые вертолеты. Связанной с такими решениями стала интеграция данных средств в рамках единой информационной системы, хорошей основой для которой стала государственная информационная система «Поиск». Подобные интегрированные контуры, в которых задействованы как бортовые информационные блоки (бортовые информационные системы САРМ-В на НМКСО-К), так и переносные GSM- и спутниковые трекеры на воздушных судах и поисковых машинах (ранее специально не оборудовались подобными блоками). В 2012 г. бортовая мобильная (съемная) геоинформационная система на основе технологий системы «Поиск» успешно прошла государственные испытания на двух машинах (в ходе посадки «СОЮЗ ТМА-04»). Технологии мониторинга поисковых средств в реальном времени выполнения эвакуационной операции на основе персональных спутниковых трекеров прошли реальную проверку в ходе длительной поисково-спасательной операции и работе при посадке космического корабля «СОЮЗ ТМА-05» 19 ноября 2012 г. Начинается оснащение региональных поисково-спасательных баз данными технологиями.

Системы информационной поддержки различных этапов проведения поисковых операций внедрены нашим предприятием во многих региональных поисково-спасательных базах (более 50-ти) и в семи межрегиональных управлениях Росаэронавигации и региональных координационных центрах поиска и спасания (РКЦПС).

Основное функциональное назначение системы — информационная поддержка и расчет элементов проведения поисково-спасательной операции при различных видах авиапроисшествий в соответствии с положениями Административного регламента Росаэронавигации, РПАСОП ГА, рекомендациями ИКАО (Приложение 12) и документов МАМПС и ИАМ-САР по международному авиационному и морскому поиску и спасанию.



В РКЦПС основное функциональное назначение системы — расчет поисково-спасательной операции и справочно-информационная поддержка при отработке различных этапов поиска и спасания; в РПСБ система используется для обеспечения информацией о районе проведения поисково-спасательных работ, в которых выделяются силы и средства базы. Поисковые группы используют мобильные компоненты системы — карманные персональные компьютеры с установленными на них средствами системы.

Модули системы установлены в подразделениях, отвечающих за выполнение дежурства ПСС (либо собственно осуществляющих дежурство, либо отвечающих за актуальность информации).

Наши системы несут дежурство и уже применялись в десятках поисково-спасательных операций. Наиболее крупные из них — 3-х дневный поиск газпромовского вертолета в районе Вуктыла в 2007 г., 9-ти дневная поисковая операция вертолета Ми-8 геофизиков в районе полярного Урала между Воркутой и Салехардом, поиск пропавшего 9 января 2009 г. вертолета Ми-171 «Газпромавиа» в Горном Алтае, поисковые работ по поиску Ан-12, пропавшему 9 августа 2009 г. на Колыме (в районе прииска «Джульетта» Омсукчанского района). Везде можно говорить о большой эффективности и успехе в применении системы. Применялась она и в последних крупных поисковых работах, в каждом случае можно говорить о повышении качества выполнения поисковых действий вертолетами и самолетами, повышении управляемости действий поисковых групп.

Успешная работа систем «Поиск» опирается на заинтересованность руководителей и обученность оперативного состава спасателей. Мы регулярно проводим учебно-практическое семинары на местах по применению системы «Поиск». Замечательный уровень владения средствами системы показывают спасатели ФКУ «Ухтинская РПСБ» и других баз, на большинстве РКЦПС также профессионально применяют систему в повседневной работе. За последние годы прошли несколько учений по поиску и спасанию, в которых отрабатывалось взаимодействие между морскими и авиационными поисково-спасательными силами, в частности, в учениях «Каспий 2011» и международных учениях «Каспий 2012» применялась система «Поиск».

В сентябре 2011 г. в ходе международного учения в Монголии система «Поиск» был продемонстрирована в режиме работы в оперативном штабе поиска, показаны возможности получения информации от взаимодействующих центров управления России — в Новосибирске и ГКЦПС в Москве.

В Главном координационном центре поиска и спасания Единой службы авиационно-космического поиска и спасания работает подсистема системы «Поиск» по обработке поступающих данных о срабатывании авиационных радиобуев системы «КОСПАС-САРСАТ».

В процессе эксплуатации система также совершенствуется, и в нее вносятся новые возможности, существенно улучшающие проведение расчетов и информационно-справочные возможности. Так, в тестовом режиме действуют модули системы «Поиск», обеспечивающие расчеты районов баллистического спуска, и модули обеспечения отображения места срабатывания аварийного буя «КОС-ПАС-САРСАТ» на экране ЦУПа.

Применяемая группами спасателей системы «Поиск-мобильный» использует имеющуюся периферийную аппаратура Глонасс/GPS, а также применяет мобильные и спутниковые каналы приема-передачи данных. При этом, применяются специальных приборы-трекеры. Это позволит задействовать ее возможности при реальной работе поисковых и спасательных групп в космическом поиске и спасании при движении в поисковых машинах или при полете на вертолете в реальном времени. Особенно это эффективно, когда в поисковых работах участвуют не только дежурные поисково-спасательные воздушные суда. При этом, все данные, которые система накопила и рассчитала по конкретному авиапроисшествию, передаются в оперативный штаб и на карманный вычислитель поисковой группы, а данные о движении поисковых средств — в реальном времени на планшет или ноутбук, размещенный в оперативном штабе.

Вместе с тем, поисковые группы смогут сориентироваться прямо по своему карманному вычислителю с учетом отображения района поиска, места возможного нахождения объекта, палетки поиска, а положение поисковой группы и детали работ будут видны центру управления и соседним группам спасателей, оснащенных аналогичными средствами. Если не требуется оперативная передача сведений о найденных элементах ВС или других признаках происшествия, в точной привязке к координатам с помощью того же приемника могут быть введены в систему «Поиск» по возвращении. Это позволит сформировать точную графическую схему места происшествия с нанесенными на нее элементами.



Эта схема может быть использована для отчетов, проведения поиска второго дня и другими спасателями при работе в том же районе.

При развертывании всех систем в региональных подразделениях появляется реальная возможность осуществлять постоянный мониторинг качества поисково-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации, ведь в совокупных базах данных накоплена информация по многим составляющим оснащения и готовности сил и средств. И эта информация работает не только на локальном месте установки системы, но и у взаимодействующих соседей, а также на уровне территориальных органов и центрального аппарата. И здесь оперативные и точные данные помогут в оценке ситуации на местах, проведении планирования деятельности всей системы авиационно-космического поиска и спасания. Созданная на основе интеграции баз данных всех региональных систем «Поиск» информационная модель размещения, организации и проведения поиска и спасания позволяет проводить процедуры формирования оптимального размещения дежурных поисково-спасательных сил и средств ГА. Это дает возможность быстро просчитать варианты замены действий в случае снятия с дежурства того или иного дежурного ВС. Определенный интерес представляет и появляющаяся теперь возможность получения с помощью этой модели отдельных экономических оценок организации того или иного варианта дежурства, организации поисково-спасательного обеспечения на местах.

Разработаны информационно -аналитические системы для управления авиационно-космического поиска и спасания в межрегиональных управлениях Росаэронавигации, системы класса оперативного управления для координационных центров, системы для дежурных и поисковых групп в региональных поисково-спасательных базах авиационного поиска. Уведомительный характер использования воздушного пространства выдвигает новые требования к применяемым технологиям поддержки поиска и спасания. Особенно актуальна взаимосвязь автоматизированных систем зависимого наблюдения (АСЗН) и автоматизированных информационных систем авиационного поиска и спасания по передаче данных в случае бедствия.

Кроме того, разработчики системы предполагают решение задач управления поисково-спасательными работами с применением трехмерного интерфейса и соответствующих 3d-карт местности, что при неплохих интерфейсах с современными каналами связи позволяет говорить о системе реального времени. Решаются задачи создания удаленных ГИС серверов и средств как универсального упрощенного Web-интерфейса для любого допущенного специалиста, так и профессиональных программных клиентов, решающих задачи обеспечения и развития функциональности действующих систем (прежде всего мобильных и мониторинга поисковых сил и средств) за счет клиент-серверного взаимодействия.

В настоящее время мы работаем над расширением функциональных возможностей системы с привлечением новых видов обрабатываемой информации — от поисковых тепловизоров и видеосъемки района поиска с вертолета или БПЛА, данных дистанционного зондирования Земли из космоса и др. Мы также готовимся к взаимодействию с системами информационной поддержки подразделений авиационного поиска и спасания соседних стран. Расширяем перечень модулей системы для работы по космическому поиску и спасанию.

© 2001 AeroKZN.ru.
Копирование текстов запрещено.
Яндекс.Метрика